К речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагога.
Компоненты профессиональной речи педагога:
· Качество языкового оформления речи,
· Ценностно-личностные установки педагога,
· Коммуникативная компетентность,
· Чёткий отбор информации для создания высказываний,
· Ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Требования к речи педагога:
Правильность-соответствие речи языковым нормам. Необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания и информации, которая лежит в её основе. Особое внимание следует обратить на смысловую сторону речи, именно это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Чистота- отсутствие в речи педагога элементов, чуждых литературному языку. Педагогу необходимо заботится о чистоте собственной речи недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – речь педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение различными средствами выразительности речи ( интонация, темп, сила, высота голоса) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формировать умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учёт специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника.)
К сожалению на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие ошибки:
· Недопустимо нечёткое артикулирование звуков в процессе речи,
· Побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так как пишутся («что», вместо «што»; «его» вместо «ево»),
· Произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора,
· Неправильное ударение в словах, (звонИт а не звОнит, красИвее а не красивЕе, баловАть а не бАловать, свЁкла а не свеклА, творОг а не твОрог)
· Монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания,
· Ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми,
· Многословие, наслоение лишних фраз, деталей,
· Насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами,
· Использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов,
· Часто неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика»),
· Засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать, собственно говоря; таким образом; буквально; прямо; как говорится; так далее; в принципе; итак; типа того; все такое; в целом; то есть,типа; на самом деле; вообще (-то)).
· Копирование речи малышей, «сюсюканье»,
· Использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения,
Без языка невозможна жизнь человека, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо. Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражен