проект "Зеленый калейдоскоп"

Вид проекта: познавательно-информационный с заданным результатом, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (с 1.06.2014г. по 31.08.2014г.)

Участники: дети второй младшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Образовательная область: познание, коммуникация.

Актуальность: экологически-грамотное отношение к природе

Цели проекта: создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей. Знакомство с разными объектами живой природы родного края.

Задачи:

· Развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.

· Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

· Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.

· Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

· Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически правильно в природе.

Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтения художественной литературы.

Работа с родителями: консультация.

Участники проекта: воспитатель, дети и родители 2-й мл. группы.

Предполагаемые результаты:

1.Знание детьми названий деревьев и травянистых растений произрастающих на участке Д/с. Их характерные особенности.

2. Бережное отношение детей к природе родного края. Интерес детей к объектам и явлениям природы.

Актуальность:

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Этапы реализации проектной деятельности:

1-й — подготовительный:

постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.

2- й — исследовательский:

поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов.

3-й — обобщающий (заключительный):

обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Предварительная работа:

Подбор иллюстрированного материала по теме.

Подбор художественной литературы по теме.

Подбор дидактических игр по экологии.

Подбор и разработка содержания учебно-воспитательного процесса, тематических развлечений Группировка материала, составление плана.

2- й этап (исследовательский) делится на тематические блоки:

Июнь: Формирование знаний детей о дикорастущих травянистых растениях.

Июль: Формирование знаний детей о садовых травянистых растениях.

Август: Формирование знаний детей о деревьях.

Во время реализации основного этапа были проведены:

Подвижные игры; тематические беседы; дидактические игры по экологии; разучивание стихов; отгадывание загадок; прогулки по экологической тропинке.

Июнь: игры: «В цветочном городе»; «Цветок-доктор»; «Сколько лепестков у ромашки»; Игра – беседа « Съедобные и ядовитые растения и грибы » «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»;

Июль: игры: «Цветы на клумбе. Тюльпан»; «Какого цвета глазки у Анюты?»;

«Одну ягодку сорву»; Т.Д. «Посадка клубники на клумбе» беседы: «Насекомые - польза и вред»

Август: беседы «Сравнение берёзы и ели»; «Сравнение берёзы и тополя»; прогулка «Деревья»;

А также изо-деятельность по темам:

Июнь - «Любимый цветок»

Июль - «Ягодка клубничка»

Август - «Красавица Берёза»

Результаты:

1. Обобщение и обогащение опыта детей в сфере экологического воспитания.

Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

2. На территории детского сада пополнена экологическая тропинка. Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого - педагогическую работу.

3. В ходе реализации проекта у детей развивалось воображение, мышление, самостоятельность, творчество, инициативность, умение согласовывать действия друг с другом; сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.

Беседа о насекомых

1. Рассматривание картинок с изображением насекомых.

2. Вопросы к детям:

- насекомые – это животные или растения?

- чем насекомые отличаются от животных?

- чем похожи насекомые?

- чем питаются насекомые?

3. Загадки о насекомых.

1. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел-

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2. Прыгает пружинка -

Зелёная спинка. (Кузнечик)

3. Кто одежды не шьёт,

А ткань ткет? (Паук)

4. Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (Пчела)

5. Я пятнистая букашка.

Если в руки попаду -

Притворюсь больною тяжко

В обморок я упаду. (Божья коровка)

4. Физкультминутка «Кузнечики»

Цель: развивать умение двигаться в соответствии с текстом.

Поднимайтесь плечики, прыгайте кузнечики.

Прыг, скок, прыг, скок.

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

5. Игра «Соедини точки и узнай, в кого превратится гусеница».

Цель: развить точность движений руки, воображение.

6. Пальчиковая гимнастика «Улей».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

Вот маленький улей, где пчёлы спрятались. Никто их не увидит.

(Дети сжимают пальчики в кулак).

Вот они показались из улья.

(Отгибают по одному пальчику).

Раз, два, три, четыре, пять,

З-з-з-з-з-з!

7. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Цель: закрепить умение составлять описательный рассказ; развивать внимание, связную речь; закрепить умение находить сходства и различия.

8. Игра «Хоровод насекомых».

Цель: развивать музыкальный слух; пластичность; закрепить знания о способах передвижения разных насекомых.

9. Дидактическая игра «Где живёт?».

Цель: закрепить знания детей о местах обитания насекомых; развить фразовую речь.

10. Подвижная игра «Поймай комара».

Цель: упражнять детей в прыжках в высоту, развивать точность движений, ловкость.

Игра – беседа « Съедобные и ядовитые растения и грибы »

Цель: учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; закрепить умение различать грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

Ход игры.

Старичок – Лесовичок:

Здравствуйте ребятишки! Пришёл я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? Ну, тогда берите корзинки – и в путь, поедем на автобусе.

Мы с вами приехали на станцию Загадкино. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

Растут в лесу сестрички – рыжие….(лисички).

Я в красной шапочке расту под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту, зовусь я ….(подосиновик).

Серенькие шапочки, рябенькие ножки,

Под берёзкой растут….(подберёзовики).

Из – под ёлок на пригорок

Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел, сразу кепочку надел,

Новую, нарядную, цветом шоколадную…. (белый гриб)

Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

Ножка белая, прямая, шапка красная, большая,

А на шапке, как веснушки, беленькие конопушки.

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый….(мухомор).

В лесу есть грибы, что не надо искать,

Много растёт их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и брать –

Яд в них опасный. Это - ….(поганки).

Съедобные грибы мы соберём, а ядовитые оставим в лесу. Но запомните, ребята: грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в моём лесу нужны. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся.

Беседа с детьми тема: «Овощи фрукты полезные продукты»

Воспитатель:

Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.

- А вы, ребята, пробовали витамины?

- Витамины бывают не только в таблетках.

- А в каких продуктах есть витамины?

Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
А сейчас послушайте в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них изображено, и мы с вами узнаем в чем же содержится большое количество витаминов!

( Показываю по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только само название но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус)),

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.

Воспитатель: Ой, к нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь, в гости к ребятам пришла кукла Аленка).

Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А знаете почему? Вот послушайте!

Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.

Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.


Картотека стихов о деревьях

«Рябина»

Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.

То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая,
Подшутить хотела?

«Дуб»

Стоит, молчит засохший дуб.
Он выше всех деревьев в роще.
Его обходит лесоруб –
Так много в нем суровой мощи!

«Тополь»

На могучем тополе
Дружно почки лопнули,
А из каждой почки,
Вылезли листочки.
Развернули трубочки,
Распушили юбочки,
Отряхнулись,
Улыбнулись,
И сказали:
«Мы проснулись!»

«Елочка»

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

Картотека загадок о деревьях и кустарниках

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков — иголки.

Назови деревья! (Елки)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (Клен)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой... (осинки)

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (березки)

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (Дуб)

Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит... (Липа)

Шишки на зеленых лапах,

От коры смолистый запах.

Тут и там иголочки.

Что же это? (Елочки)

На ветвях в весенний вечер

Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его? (Каштан)

Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? — Это... (Тополь)

Дидактические игры о природе.

 

Рисуем деревья.

  

Рисуем цветы.