Вид проекта: познавательно-информационный с заданным результатом, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (с 1.06.2014г. по 31.08.2014г.)
Участники: дети второй младшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Образовательная область: познание, коммуникация.
Актуальность: экологически-грамотное отношение к природе
Цели проекта: создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей. Знакомство с разными объектами живой природы родного края.
Задачи:
· Развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.
· Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
· Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
· Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
· Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически правильно в природе.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтения художественной литературы.
Работа с родителями: консультация.
Участники проекта: воспитатель, дети и родители 2-й мл. группы.
Предполагаемые результаты:
1.Знание детьми названий деревьев и травянистых растений произрастающих на участке Д/с. Их характерные особенности.
2. Бережное отношение детей к природе родного края. Интерес детей к объектам и явлениям природы.
Актуальность:
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Этапы реализации проектной деятельности:
1-й — подготовительный:
постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
2- й — исследовательский:
поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов.
3-й — обобщающий (заключительный):
обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
Предварительная работа:
Подбор иллюстрированного материала по теме.
Подбор художественной литературы по теме.
Подбор дидактических игр по экологии.
Подбор и разработка содержания учебно-воспитательного процесса, тематических развлечений Группировка материала, составление плана.
2- й этап (исследовательский) делится на тематические блоки:
Июнь: Формирование знаний детей о дикорастущих травянистых растениях.
Июль: Формирование знаний детей о садовых травянистых растениях.
Август: Формирование знаний детей о деревьях.
Во время реализации основного этапа были проведены:
Подвижные игры; тематические беседы; дидактические игры по экологии; разучивание стихов; отгадывание загадок; прогулки по экологической тропинке.
Июнь: игры: «В цветочном городе»; «Цветок-доктор»; «Сколько лепестков у ромашки»; Игра – беседа « Съедобные и ядовитые растения и грибы » «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»;
Июль: игры: «Цветы на клумбе. Тюльпан»; «Какого цвета глазки у Анюты?»;
«Одну ягодку сорву»; Т.Д. «Посадка клубники на клумбе» беседы: «Насекомые - польза и вред»
Август: беседы «Сравнение берёзы и ели»; «Сравнение берёзы и тополя»; прогулка «Деревья»;
А также изо-деятельность по темам:
Июнь - «Любимый цветок»
Июль - «Ягодка клубничка»
Август - «Красавица Берёза»
Результаты:
1. Обобщение и обогащение опыта детей в сфере экологического воспитания.
Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
2. На территории детского сада пополнена экологическая тропинка. Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого - педагогическую работу.
3. В ходе реализации проекта у детей развивалось воображение, мышление, самостоятельность, творчество, инициативность, умение согласовывать действия друг с другом; сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Беседа о насекомых
1. Рассматривание картинок с изображением насекомых.
2. Вопросы к детям:
- насекомые – это животные или растения?
- чем насекомые отличаются от животных?
- чем похожи насекомые?
- чем питаются насекомые?
3. Загадки о насекомых.
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2. Прыгает пружинка -
Зелёная спинка. (Кузнечик)
3. Кто одежды не шьёт,
А ткань ткет? (Паук)
4. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)
5. Я пятнистая букашка.
Если в руки попаду -
Притворюсь больною тяжко
В обморок я упаду. (Божья коровка)
4. Физкультминутка «Кузнечики»
Цель: развивать умение двигаться в соответствии с текстом.
Поднимайтесь плечики, прыгайте кузнечики.
Прыг, скок, прыг, скок.
Сели, сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
5. Игра «Соедини точки и узнай, в кого превратится гусеница».
Цель: развить точность движений руки, воображение.
6. Пальчиковая гимнастика «Улей».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
Вот маленький улей, где пчёлы спрятались. Никто их не увидит.
(Дети сжимают пальчики в кулак).
Вот они показались из улья.
(Отгибают по одному пальчику).
Раз, два, три, четыре, пять,
З-з-з-з-з-з!
7. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Цель: закрепить умение составлять описательный рассказ; развивать внимание, связную речь; закрепить умение находить сходства и различия.
8. Игра «Хоровод насекомых».
Цель: развивать музыкальный слух; пластичность; закрепить знания о способах передвижения разных насекомых.
9. Дидактическая игра «Где живёт?».
Цель: закрепить знания детей о местах обитания насекомых; развить фразовую речь.
10. Подвижная игра «Поймай комара».
Цель: упражнять детей в прыжках в высоту, развивать точность движений, ловкость.
Игра – беседа « Съедобные и ядовитые растения и грибы »
Цель: учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; закрепить умение различать грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.
Ход игры.
Старичок – Лесовичок:
Здравствуйте ребятишки! Пришёл я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? Ну, тогда берите корзинки – и в путь, поедем на автобусе.
Мы с вами приехали на станцию Загадкино. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.
Растут в лесу сестрички – рыжие….(лисички).
Я в красной шапочке расту под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту, зовусь я ….(подосиновик).
Серенькие шапочки, рябенькие ножки,
Под берёзкой растут….(подберёзовики).
Из – под ёлок на пригорок
Вышел мальчик ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел, сразу кепочку надел,
Новую, нарядную, цветом шоколадную…. (белый гриб)
Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?
Ножка белая, прямая, шапка красная, большая,
А на шапке, как веснушки, беленькие конопушки.
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый….(мухомор).
В лесу есть грибы, что не надо искать,
Много растёт их на каждой полянке,
Но эти грибы нельзя трогать и брать –
Яд в них опасный. Это - ….(поганки).
Съедобные грибы мы соберём, а ядовитые оставим в лесу. Но запомните, ребята: грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в моём лесу нужны. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся.
Беседа с детьми тема: «Овощи фрукты полезные продукты»
Воспитатель:
Черный хлеб полезен нам,
Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
|
Картотека стихов о деревьях
«Рябина»
Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая,
Подшутить хотела?
«Дуб»
Стоит, молчит засохший дуб.
Он выше всех деревьев в роще.
Его обходит лесоруб –
Так много в нем суровой мощи!
«Тополь»
На могучем тополе
Дружно почки лопнули,
А из каждой почки,
Вылезли листочки.
Развернули трубочки,
Распушили юбочки,
Отряхнулись,
Улыбнулись,
И сказали:
«Мы проснулись!»
«Елочка»
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
Картотека загадок о деревьях и кустарниках
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (Клен)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (Дуб)
Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит... (Липа)
Шишки на зеленых лапах,
От коры смолистый запах.
Тут и там иголочки.
Что же это? (Елочки)
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? (Каштан)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это... (Тополь)
Дидактические игры о природе.
Рисуем деревья.
Рисуем цветы.