Экологический проект "Муравьишкин дом"

Проект «Удивительные муравьишки»           

Вид проекта: познавательно — исследовательский. 

Срок реализации проекта: 01.06.2015-05.06.2015 


Участники проекта: дети, воспитатели.

Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка,  способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель: формирование представлений о жизни муравьев;


Задачи: 

·        Уточнить особенности внешнего вида муравьев, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов;

·        Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.

·        Учить сравнивать обычных и лесных муравьев;

·        Воспитывать трудолюбие, дружелюбие.

Этапы реализации проектной деятельности.

1-й - подготовительный:

постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми;

2- й - исследовательский:

поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

 

 

3-й - обобщающий (заключительный):

обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Планируемый результат: 

ü Систематизировать представления о многообразии муравьев;

ü Расширять словарный запас;

ü Различать муравьев по внешнему виду;

ü Воспитывать бережное отношение к насе­комым. 

Методы и формы работы:

v - наблюдения;

v - беседы;

v - рассматривание иллюстраций;

v - настольные игры;

v - подвижные игры;

v - пальчиковые гимнастики;

v - дидактические игры;

v - заучивание стихотворений.

 

  

Планирования работы

 

Дни недели

Деятельность детей

Деятельность педагога

Понедельник 01.06.15

1. Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;  (Приложение №1);                       2.Наблюдение за муравьями; (Приложение №2);                       3. Беседа «Кто самый сильный из насекомых?»;

1.Подбор художественной литературы;

2.Подбор информации для беседы: «Кто самый сильный из насекомых?»;

Вторник 02.06.15

1. Беседа: «Почему муравьи - защитники леса?»;

2.Лепка муравьев и обыгрывание поделок; (Приложение №6);         

3.Отгадывание загадок о муравьях; (Приложение №3);         

1.Подготовка оборудования для лепки (Доски для лепки, стеки, салфетки, пластилин).

2. Подбор информации для беседы: «Почему муравьи - защитники леса?»;

3. Создание картотеки: «Загадки о муравьях»;

Среда 03.06.15

1.Чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет?»; (Приложение №1);                      

2.Заучивание стихотворения про муравья; (Приложение №4);         

3. Подвижная игра «Муравьи и слон»; (Приложение №5);         

1.Подбор художественной литературы;

2. Изготовление атрибутов для подвижной игры;

Четверг 04.06.15

1.Просматривание мультфильма «Путешествие муравьишки»;  

2.Беседа: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»;

3.Подвижная игра «Муравьи и дождь»;  (Приложение №5);                                                 

1.Подбор информации для беседы: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»;

2. Изготовление атрибутов для подвижной игры;

Пятница 05.06.15

Изготовление макета муравейника с муравьями; (Приложение №7);         

Подготовка оборудования: ДСП, монтажная пена, краска, лак, сухие веточки, бусы для изготовления муравьев.

 

Вывод.

В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети  понимают и осознают, насколько значимы муравьи  в природе.

По итогам работы было отмечено:

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей.

На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

 Приложение №1.

Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».    

 Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.

Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко — и вниз».

У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — и муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось.

Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несется листок через лес, через реку, через деревню.

Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за деревней да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.

Лежит и думает: «Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».

Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки.

Муравьишка говорит Землемеру:
 — Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.
 — А кусаться не будешь?
 — Кусаться не буду.
 — Ну садись, подвезу.

Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить.

Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.
 — Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу! 

Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.

Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается.
 — Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.
 — Ну что ж, садись, подвезу.

Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.

Начал Паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.

Остановился Паук.
 — Слезай, — говорит. — Вон Жужелица бежит, она резвей меня.

Слез Муравьишка.
 — Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.
 — Садись, прокачу.

Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня.

Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит.

Вмиг домчались до картофельного поля.
 — А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.

Пришлось слезть.

Картофельная ботва для Муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами — целый день бежать. А солнце уж низко.

Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:
 — А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.

Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.
 — Да ты маленький! Тебе меня не поднять.
 — А ты-то большой! Лезь, говорю.

Кое-как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только-только ножки поставил.
 — Влез?
 — Ну, влез.
 — А влез, так держись.

Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки -, а они у него как пружинки, складные — да щелк! — распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! — на другой. Щелк! — на третьей.

Так весь огород и отщелкал до самого забора.

Муравьишка спрашивает:
 — А через забор можешь?
 — Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.
 — Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.
 — Садись на загривок.

Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.

Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.
 — Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали.

Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плыви — не переплывешь.

А солнце еще ниже.

Кузнечик говорит:
 — Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках.

Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.
 — Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.
 — Ладно, садись, перевезу.

Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху.

А солнце уж совсем низко.
 — Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят.
 — Можно и пошибче, — говорит Водомер.

Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.
 — А по земле не можешь? — спрашивает Муравьишка.
 — По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.

Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке, домой!
 — Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползет.

Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ — тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь? 

Все-таки послушался Водомера.
 — Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят.
 — А ты где живешь?
 — В муравейнике за лесом.
 — Далеконько… ну, что с тобой делать? Садись, довезу.

Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку.
 — Сел, что ли?
 — Сел.
 — А куда сел?
 — На спину.
 — Эх, глупый! Полезай на голову.

Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.

Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф! Уф! Уф!»

Будто мотор заводит.
 — Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей! 

Не отвечает Жук, только пыхтит: «Уф! Уф! Уф!»

Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук-тук-тук!..» поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса.

Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.

Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило.

«Жжж! Тук-тук-тук!» — несется Жук, буравит воздух, как пуля.

Мелькнул под ним лес — и пропал.

А вот и береза знакомая, и муравейник под ней.

Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и — шлеп! — сел на сук.
 — Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.

Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.

Подумал и говорит:
 — А уж как тебе вниз спуститься, — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.

Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной.

Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.

Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.

Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.
 — Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась — не пустят меня домой ночевать.
 — Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.
 — Все меня жалели, никто не гнал, ты первая! 

Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет! 

С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз.

А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху — дерг! 

И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.

Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.

А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.

Все закрыли — один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк-и домой! 

Тут и солнышко зашло.      


Приложение №2.

Наблюдения за муравьями.

Цели: углублять и расширять знания об особенностях внеш­него вида и жизненных проявлениях; учить различать насеко­мых по внешнему виду, расширять знания о многообразии насекомых; раз­вивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насе­комым.

В процессе наблюдения воспитатель просит вспомнить строение насекомого, способ передвижения, название дома му­равьев, рассмотреть строение муравейника. В хвойных лесах, достигших 50-70-летнего возраста, чаще всего встречаются боль­шие конусообразные жилища рыжих лесных муравьев. Они бы­вают высотой до двух метров и такого же диаметра у основания.

 

 

                              Около муравейника снуют рыжие муравьи. Поднесите ма­ленькую травинку ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей - самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, самое боль­шое животное, при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тон­ны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чув­ствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела мура­вья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек.

Примета: если вокруг муравейника много муравьев - к хо­рошей погоде.

Пословица: «Муравей не велик, а горы копает».

 

 

 

Приложение №3

Загадки о муравьях.

Тащит он соломинку,
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней,
Наш трудяга…(Муравей.)

 

 

Строят маленькие гномы
Новый домик из соломы,
И осиновой коры –
Не нужны им топоры.
Вот уже похож на холм
Удивительный их дом.    
( Муравейник.)

 

 

Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова, 
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (Муравей.)

 

 

Побежали по дорожке.
Чьи - то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я,
Под поклажей ... (Муравья.)

 

Приложение №4.

Заучивание стихов о муравье.

             ******

Муравей — трудяга редкий,
Все в лесу об этом знают,
Целый день таскает ветки,
Труд он очень уважает!
Ну, а если кто ленится -
Муравей с таким не дружит,
Все обязаны трудится!
Лодырь — никому не нужен!

 

                                                                                                                                        

 

 

 

******

Муравей ползёт по лесу.
Нелегко тяжеловесу –
Он несёт тростинку в дом,
Залатать все дыры в нём.

 

     

             ******

Дом большой у муравья,
Как и вся его семья,
Дружно носят хворостинки,                                                                                                            

На своих широких спинках.

 

 

 

 

Приложение №5

Подвижные игры.

«Муравьи и дождь».

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

«Муравьи и слон».

Цель: Развитие  внимания ,быстроты и ловкости.

Ход игры:  Один водящий - слон, остальные муравьи.

Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души".

Дети танцуют как хотят.

Слон: " Расшумелись муравьи,

              Надоели мне они.

              Слон пошел гулять,

              Муравьев топтать!"

Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать - дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.

Изготовление макета муравейника